В июне к команде LinguaLeo присоединился Артур Думчев, рекордсмен «Книги рекордов России» по запоминанию, признанный эксперт в области развития памяти, тренер и консультант. Артур помнит число «Пи» до 22 528 знаков после запятой и является автором книги «Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти».
В настоящий момент Артур работает в LinguaLeo над внедрением дополнительных эффективных методов запоминания слов и фраз. Мы попросили его поделиться советами по быстрому и качественному изучению языков с читателями нашего блога, и Артур расказал про такие хаки, как «разумное применение мнемотехники» и «систематика в обучении». Итак, что же это такое, и поможет ли оно в развитии памяти и изучении языка? Давайте разберемся.
Разумное применение мнемотехники
Мнемотехника — это совокупность приемов, облегчающих запоминание. Пример использования мнемотехники: нам нужно занести в память слово Shrug — «пожимать плечами». Чтобы это сделать, достаточно представить какой-нибудь визуальный образ, который позволит вам вспомнить слово и его перевод. Например, Шрек пожимает плечами. Когда вы услышите Shrug, вам тут же вспомнится этот образ, а затем перевод слова.
На Хабре есть несколько хороших статей о мнемотехнике, где подробно описываются основные принципы. Вот они: про мнемонику, рази два про мнемонику и язык. Артур использовал подобные методы, чтобы запомнить число Пи. «После знакомства с мнемотехникой я пытался применять ее где только можно. Пробовал запоминать новые маршруты, события из жизни, разговоры и фразы, имена и лица, лекции в университете и книги. Разумеется, использовал мнемотехнику и для изучения иностранных языков — научился запоминать до 100 слов за час. Но это совсем не значит, что можно потратить 40 часов и за 5-6 дней качественно запомнить 4000 слов».
На Хабре есть несколько хороших статей о мнемотехнике, где подробно описываются основные принципы. Вот они: про мнемонику, рази два про мнемонику и язык. Артур использовал подобные методы, чтобы запомнить число Пи. «После знакомства с мнемотехникой я пытался применять ее где только можно. Пробовал запоминать новые маршруты, события из жизни, разговоры и фразы, имена и лица, лекции в университете и книги. Разумеется, использовал мнемотехнику и для изучения иностранных языков — научился запоминать до 100 слов за час. Но это совсем не значит, что можно потратить 40 часов и за 5-6 дней качественно запомнить 4000 слов».
На чемпионатах по памяти спортсмены-мнемонисты запоминают по 300 и более иностранных слов за час. Почему они не становятся полиглотами? Дело в том, что на следующий после соревнования день такой спортсмен-мнемонист, скорее всего, не вспомнит и 50 слов из 300 запомненных. А те 50, которые он все же запомнил, он не сможет моментально узнавать в речи.
Если вы хотите перевести в активный лексический запас какое-то слово, вам нужно несколько десятков раз встретить его в тексте, еще несколько десятков раз услышать в речи и, самое главное, начать употреблять самостоятельно. Это относится и к тем словам, которые вы запоминали с помощью мнемотехник: пока вы не используете их в речи, они, в лучшем случае, будут лежать в пассивном запасе. Когда вы начнете их использовать, они будут вспоминаться напрямую, без образов.
Здесь встает вопрос о целесообразности использования мнемотехники. Зачем тратить время на выдумывание каких-либо образов, если в итоге необходимое количество повторений все равно обеспечит запоминание? Нужно учесть 2 момента:
ЗА: Мнемотехника дает возможность запоминать быстрее. Вы один раз подбираете образ – и с этого момента слово переходит в ваш пассивный словарный запас. Быстро запомнить слово без образов или ассоциаций не получится.
ПРОТИВ: Иногда подбор образов отнимает слишком много времени, а сами образы не позволяют легко вспомнить слово. Представим, вы хотите запомнить, что conclusive переводится как убедительный. Какие бы образы вы подобрали? Представили бы, как конь говорит с клюквой очень убедительно?
Вывод: мнемотехнику стоит использовать, когда это удобно. Рассмотрим два случая:
• Если ассоциации автоматически ложатся на слово, то, конечно, использование мнемотехники ускорит запоминание.
Примеры:
pillar — столб. Представьте, как вы пилите какой-нибудь столб.
broth — бульон. Попробуйте увидеть, как брошь упала в бульон.
ledge — выступ, уступ. Представьте, что вы захотели лечь и легли на выступ.
pillar — столб. Представьте, как вы пилите какой-нибудь столб.
broth — бульон. Попробуйте увидеть, как брошь упала в бульон.
ledge — выступ, уступ. Представьте, что вы захотели лечь и легли на выступ.
• Слова, для которых не подбираются простые ассоциации, лучше запоминать за счет повторений.
Примеры:
contemplate — созерцать, размышлять,
contemporary — современный;
contempt — презрение;
condemn — осуждать.
contemplate — созерцать, размышлять,
contemporary — современный;
contempt — презрение;
condemn — осуждать.
Слов, начинающихся на “con”, очень много. Если вы каждый раз будете использовать образ коня или консервов, то вскоре начнете путаться. Возможный вариант — подобрать мысленно специальное здание, в котором будете размещать образы только тех слов, которые начинаются на “con”, но этот прием больше подошел бы для скоростного запоминания на соревнованиях. В изучении языка — это лишний и ненужный шаг, который просто займет дополнительное время.
Систематика в обучении
Для запоминания 22 528 знаков числа пи у Артура ушло примерно два месяца. Затем около полугода он поддерживал его в памяти, повторяя по тысяче цифр ежедневно — на это уходило 10-20 минут, в зависимости от концентрации внимания. Непосредственно перед рекордом Артур активно (5-10 часов в день) повторял число еще в течение месяца.
Проведем аналогию. Для запоминания двух цифр Артур использовал один образ. Для запоминания одного иностранного слова с переводом ему бы потребовались два образа — для самого слова и для его перевода. Если две цифры — это один образ, а два слова — четыре образа, то можно грубо приравнять 22 528 цифр к словарному запасу в 5632 слова (22 528/4). То есть условно можно предположить, что если бы Артур вместо запоминания числа Пи изучал новый иностранный язык, то он переместил бы в свой словарный запас более 5 тысяч слов. По его словам, важную роль играет именно систематика: что бы ни случилось, нужно каждый день уделять хотя бы по 10 минут повторению. Успешный опыт изучения языков, как правило, также связан с необходимостью заниматься ежедневно.
Пара историй о полиглотах
Известный археолог и предприниматель Генрих Шлиман свободно владел более чем 10 языками. На изучение нового языка у него уходило от 6 недель, после которых он мог свободно изъясняться с носителями. Может быть, дело в его природных способностях? Вполне вероятно, но нельзя не упомянуть, что когда Шлиман брался за очередной язык, он посвящал ему практически все свободное время. Есть хорошая статья, где вкратце описаны факты и выводы из опыта Шлимана в изучении языков.
Другой известный полиглот, Като Ломб, одна из первых синхронных переводчиков в мире, изучала языки через чтение художественной литературы. При этом грамматические правила она пыталась понять самостоятельно, уже после сверяясь с учебниками. Метод суровый: никаких видео с субтитрами, никаких интерактивных курсов. Просто книга в оригинале и словарь. Как ей удалось выучить более 10-ти языков по такой методике? Ответ можно найти в двух цитатах из ее книги «Как я изучаю языки»:
«Если же кто-то не в состоянии пожертвовать для этого и час-полтора в день, то предлагаемым способом (впрочем, и никаким иным способом) желаемого результата он не достигнет».
«Горький опыт, но заявить о нем надо обязательно: время, потраченное на изучение, будет напрасным, если не достигнуть определенной плотности занятий в неделю, и еще лучше — в день».
Как объяснить необходимость ежедневных занятий?
Сизифов труд
В конце XIX века немецкий психолог Герман Эббингауз, проводя эксперименты с запоминанием бессмысленных слогов, выявил интересную закономерность: вначале забывание идет очень быстро, а затем замедляется.
Допустим, вы решили заниматься английским по вторникам и субботам — 4 часа одно занятие (всего 8 часов в неделю). Вот как это можно было бы представить на графике забывания.
А так бы выглядели 2 занятия в день по 30 минут каждое (всего 7 часов в неделю)
Преимущество ежедневных занятий в том, что вы повторите каждое конкретное слово или языковой паттерн с большей вероятностью до того, как успеете его забыть. При этом многие, зная, что необходимо заниматься каждый день, продолжают обманывать себя: «сегодня я занят, позанимаюсь завтра-послезавтра…» Что из этого получается? Вы запоминаете слова и правила, затем забываете их и вам приходится запоминать их еще раз, поэтому на изучение языка уходит не 3-4 месяца, а несколько лет. Лучше сразу взяться за язык всерьез. Для этого нужно следовать всего двум правилам:
1. Выделите 30 минут в день, которые вы полностью посвятите изучению языка.
2. Дополнительно занимайтесь в течение дня — для этого можно использовать время, которое обычно пропадает в пробках, в очередях, в метро.
2. Дополнительно занимайтесь в течение дня — для этого можно использовать время, которое обычно пропадает в пробках, в очередях, в метро.
Комментариев нет:
Отправить комментарий